8(4967)57-06-26

142110, Московская обл., г.Подольск, ул.Парковая, д.1

Усадьба «Ивановское» и ее владельцы

planИвановское — известнейшая усадьба Подмосковья конца XVIII — первой половины XIX века. Она расположена на высоком правом берегу Пахры в городе Подольске.
Первое упоминание об Ивановском, как вотчинном владении, мы находим в писцовых книгах 1627 года.

В 1678 году селом Ивановское владел Иван Иванович Головин. Он был окольничем при дворе первых Романовых. Головины наряду с Морозовыми, Романовыми, Салтыковыми, Шереметевыми входили в круг земельной аристократии из старомосковских родов.

После смерти И.И.Головина хозяйкой Ивановского становится его вдова Варвара Петровна, а с 1760 года село Ивановское переходит внуку И.И. Головина, коллежскому советнику, Ивану Сергеевичу Головину.

граф

Титульный лист описания славяно-российских рукописей, хранившихся у графа Ф.А.Толстого

В конце XVIII века вледельцем имения становится граф Федор Андреевич Толстой (1758-1849), тайный советник, сенатор, двоюродный дед Л.Н.Толстого. Граф Ф.А.Толстой состоял в Обществе любителей Российской словесности и был страстным собирателем старопечатных книг, русских и славянских рукописей. Он собрал уникальную библиотеку.

Женившись на С.А.Дурасовой, внучке золотопромышленника, получив большое приданое за женой, Ф.А.Толстой начинает сооружение усадебного архитектурного комплекса в стиле русского классицизма в имении «Ивановское».

проект оранжереи

Проект фасада померанцевой оранжереи в Ивановском.

При графе Ф.А.Толстом в Ивановском строится двухэтажный усадебный дом c двумя, вынесенными вперед, одноэтажными флигелями. На одной линии с усадебным домом строится померанцевая оранжерея с залом для театральных представлений. Усадебный дом и оранжерея соединяются одноэтажным переходом. Месторасположение театрального зала обозначено полукруглым выступом на фасаде здания оранжереи, обращенном к парку.

Ландшафтный парк примыкал вплотную к постройкам и тянулся вдоль берега реки Пахры.На территории парка был также построен домик управляющего имением. В стороне от усадебного дома располагались парковый павильон, конный двор и другие хозяйственные постройки.

Конный двор

Конный двор. сер. ХХ в. До наших дней не сохранился

Парковый павильон

Парковый павильон

Наследной вледелицей Ивановского являлась дочь графа Ф.А.Толстого графиня Аграфена Федоровна Толстая (1799-1878). В 1818 году она была выдана замуж за генерала Арсения Андреевича Закревского(1786-1865). Получив военное образование, А.А.Закревский прошел путь от рядового офицера до генерала, служил под командованием генерала Н.М.Каменского, в канцелярии при военном министре Барклае-де-Толли.

zakrА.А.Закревский участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении, в заграничном походе. Он был видным государственным и военным деятелем.В графское достоинство возведен в 1830 году. Занимал посты генерал-губернатора Финляндии (1823),

Министра внутренних дел(1828-1831), военного генерал-губернатора Москвы (1848-1859). А.А.Закревский был человеком незаурядным, отличался большим трудолюбием, исполнительностью и честностью. Его близкими друзьями были поэт-партизан Д.В.Давыдов, генерал А.П.Ермолов.

Находясь в отставке с 1831 по 1848 годы, он занимался переустройством имения «Ивановское». Усадебный дом становится трехэтажным, к нему пристраиваются двухэтажные боковые крылья, флигели получают второй этаж и соединяются переходами с главным домом.

barkdtkamendavidovermol

А.А.Закревский принимает решение об устройстве домовой церкви в восточном крыле здания и скоро получает на это разрешение. В связи с этим помещение театра переносится в западный переход между главным домом и флигелем.

Западный флигель и усадебный театр

Западный флигель и усадебный театр

С этой целью переход расширяется и достраивается. Перестраивается и померанцевая оранжерея.

У входа в парадный двор сооружаются пропилеи в стиле ампир и каменная ограда с металлической решеткой. Усадебный комплекс получает единое гармоничное звучание.

Строительные работы в усадьбе продолжались 50 лет и к середине XIX века сложился тот вид архитектурного художественного комплекса усадьбы «Ивановское», который характеризует его в настоящее время. Центром ансамбля усадьбы служит трехэтажный дом. Основным элементом декоративного оформления фасада дома является шестиколонный портик коринфского ордера с высоким треугольным фронтоном, лоджиями и аркадами главного входа. Парадность фасада подчеркивают корпуса-крылья, нарядные боковые флигели, в обработке которых использованы мотивы «палладийской» архитектуры. Величественная планировка, строгость русского классицизма отличают архитектурный стиль усадьбы.
Фасад
Красив дом и со стороны реки. Высокий цокольный этаж создает монументальность постройки. Портик коринфского стиля придает зданию нарядность и величественность. Хорошо сохранилась и внутренняя архитектура здания. С парадного двора посетитель попадает в вестибюль, оформленный тосканскими колоннами.

вестибюль

Вестибюль усадьбы с выходом в сад и парадной лестницей

Широкая белокаменная лестница ведет из вестибюля в просторный двухсветный парадный зал. Он оформлен в классическом стиле и отличается строгой симметрией и торжественностью. Характерна для классицизма и роспись потолка зала и комнат. Она выполнена в технике декоративной росписи «гризайль».

Ивановское славилось своими балами и театральными представлениями. Как пишет писатель того времени Болеслав Маркевич:»Вся Москва съезжалась сюда». Хозяйкой дома и душой общества была графиня А.Ф.Закревская.

Пленительный образ одной из красивейших и обаятельнейших женщин своего времени волновал воображение поэтов.

Закревская

Портрет графини А.Ф.Закревской. Дж.Доу

Пушкин

Пушкин

А.С.Пушкин посвящает А.Ф.Закревской ряд стихотворных посланий: «Портрет», «Наперсник», «Когда твои младые лета», «Счастлив, кто избран своенравно…». В романе «Евгений Онегин» в VIII главе, в строфе, посвященной А.Ф.Закревской, А.С.Пушкин называет ее «Клеопатрой Невы», блестящей, мраморной, ослепительной красавицей.

Образ А.Ф.Закревской послужил тому, что в 1828 году А.С.Пушкин вновь возвращается к сюжету о Клеопатре(неоконченные повести «Гости съезжались на дачу», «Мы проводили вечер на даче»).

набросок Пушкина

набросок портрета А.Ф.Закревской в черновиках А.С.Пушкина

Всегда и в пурпуре, и в злате,
В красе негаснущих страстей,
Ты не вздыхаешь об утрате
Какой-то младости твоей.
И юных граций ты прелестней!
И твой закат пышней, чем день!
Ты сладострастней, ты телесней
Живых, блистательная тень!

Частым гостем в Ивановском был и поэт Е.А.Баратынский. Облик и характер А.Ф.Закревской описан Е.А.Баратынским в поэме «Бал» в лице княжны Нины.

П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский

П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский

Ей он посвящает и несколько стихотворений:

И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.
Твоих признаний, жалоб нежных.
Ловлю я жадно каждый крик.
Страстней безумных и мятежных
Как упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты!

Гостями в Ивановском у Закревских бывали поэт-партизан Д.В.Давыдов, генерал А.П.Ермолов, поэтесса графиня Е.Растопчина, Ф.И.Толстой («Американец») и многие другие.

ТеатрВнимание гостей привлекает театр в Ивановском, который считался одним из лучших усадебных театров Подмосковья. Благодаря заботам хозяйки театр был оформлен с большим вкусом. Любительница драматического искусства А.Ф.Закревская приглашала в театр артистов и режиссеров Малого театра. Ставились классические и современные пьесы: «Гамлет» В.Шекспира, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Казак-стихотворец» князя Шаховского, водевиль «Лев Гурыч Синичкин» и другие. Участвовали в пьесах и актеры-любители, гости усадьбы «Ивановское».

Графиня С.В.Келлер

Графиня С.В.Келлер

А.А.Бахрушин

А.А.Бахрушин

Получив отставку в 1859 году, граф А.А.Закревский вместе с женой уезжает в Италию. После Закревских имение «Ивановское» переходит к графине С.В.Келлер (урожденной Бобринской).Сохранить имение С.В.Келлер не смогла и в уплату долгов вынуждена была передать его по купчей товариществу «Алексея Бахрушина сыновей». Бахрушины — русские промышленники, выходцы из купцов г. Зарайска.

К 1894 году единоличным владельцем имения становится Александр Алексеевич Бахрушин. С 1903 года Ивановское стало принадлежать сыну Александра Алексеевича Владимиру. Усадьба стала летней резиденцией Бахрушиных. На зиму главный дом запирался и функционировал только один из флигелей, куда молодежь приезжала во время святок и масленицы.

Эскиз к картине, выполненный Борисовым-Мусатовым в парке усадьбы Ивановское

Эскиз к картине, выполненный
Борисовым-Мусатовым
в парке усадьбы Ивановское

«В Ивановском летом обычно живал художник Виктор Борисов-Мусатов. (художник Серебряного века, один из крупнейших представителей символизма в изобразительном искусстве России) Его картины «Реквием», «Эскиз для фресок» были написаны с натуры парка Ивановского…» — писал Ю.А.Бахрушин Н.С.Ябелову,краеведу г. Подольска

По завещанию А.А.Бахрушина, в 1916 году, его сыновья передают имение «Ивановское» безвозмездно Московскому городскому самоуправлению с целью устройства лечебно-воспитательного заведения для детей-сирот. На эти цели Бахрушины выделили капитал в 200 тысяч рублей. Это была последняя благотворительная акция Бахрушиных перед революционными событиями 1917 года.

С марта по октябрь 1917 года в усадьбе размещался Совет рабочих и солдатских депутатов. С 1919 года здания усадьбы использовались как общежитие для жилья рабочих заводов, прибывших в Подольск из Петрограда и Риги.

В годы Великой Отечественной войны усадебный дом был превращен в коммуналку. В таком качестве усадьба просуществовала до начала 80-х годов.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года комплекс бывшего имения Ивановское был определен как памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX веков и с этого времени находится под государственной охраной. Восстановительные и реставрационные работы были начаты лишь в конце 70-х годов…