8(4967)57-06-26

142110, Московская обл., г.Подольск, ул.Парковая, д.1

Из истории профессионального образования

suxВозникновение первых профессиональных учебных заведений связано с реформами Петра I в военной области, экономике, культуре и образовании.
Первые учебные заведения, дающие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века: школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная, медицинская. Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы.

14 января 1701 года в Москве в Сухаревой башне открывается первая техническая школа — Навигацкая. Главный предмет — математика. В 1702 г. — в ней обучалось 180, в 1703 г. — 300 учащихся.

Навигацкую школу прославил педагог и автор первого русского учебника «Арифметики» — Леонтий Магницкий. Учебник был издан в 1703 году тиражом 2400 книг. На «инструментальных дворах» Сухаревской школы трудился механик Андрей Нартов. Петр I, часто посещая школу, отметил способного к изобретательству токаря и возвел его в ранг «личного токаря». А. Нартов руководил механическими мастерскими Академии наук.

В 1715 г. в Петербурге учреждается Морская Академия, в 1725 г. — Медико-хирургическая академия, в 1773 г. — Горное училище, в Москве — Землемерное училище (из него вышли два института: геодезии и картографии и инженеров землеустройства).

Самыми распространенными специальными школами XVIII века были горнозаводские — при Петровском заводе, на Урале и Алтае.

В 20-е годы XVIII века создается под руководством государственного деятеля, историка, ученого В.Н. Татищева сеть горных школ на Урале: в Кунгуре, Алапаевске, Уткусе и самая крупная — в Екатеринбурге. Татищев разработал первое в России практическое пособие по педагогике. В 1735 г. ученый создает учебную горную библиотеку, для которой подарил 1000 томов книг своего личного собрания.

Горнозаводские школы формировались из разночинцев, детей мастеровых, дети — сироты принимались независимо от их происхождения. Показательны «университеты» великого умельца, изобретателя И.И. Ползунова, сына солдата. Мальчиком он два года обучался в словесной школе, семь лет — в арифметической, шесть лет проходил практику как механический ученик, в 1748 г. — плавильный писарь, к тридцати годам получил первый чин — унтер-шихтмейстера.

Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском, Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске.

В 30 — 50-е годы XVIII века открываются Навигацкие школы Сибири, Якутская навигацкая и Охотская цифирная школы, в 70-е годы возникают гидротехнические школы в Боровичах, Вышнем Волочке, на Ладожском канале.

При Елизавете Петровне получают развитие шляхетные корпуса с программами «рыцарских академий» — для детей дворян и военные школы низшего звена — артиллерийские, чертежные, инженерные.

В правление Екатерины II (1764 — 1796) прошла школьная реформа: в уездных и губернских городах России были открыты всесословные бесплатные школы. Ключевой фигурой, инициатором и проводником идей закрытых учебных заведений был И.И. Бецкой. Он создал Воспитательный дом в Москве, входил в Попечительский совет Института благородных девиц, Академии художеств, реформировал Сухопутный кадетский корпус.

Московский воспитательный дом явился родоначальником коммерческого, художественного и технического училищ.

Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 г. Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. Канкрин — пионер в деле организации промышленных выставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности.

Министерству торговли подчинялись художественно-промышленные, некоторые технические и ремесленные училища. Под началом Министерства земледелия и государственных имуществ находились сельскохозяйственные училища и школы, Министерство путей сообщения ведало железнодорожными училищами.

Более 70% профессиональных учебных заведений в России было открыто на частные средства: Прохоровская ремесленная школа, Московское ремесленное учебное заведение, Рукавишниковский исправительный приют в Москве, Милютинское техническое училище в Череповце, Томское ремесленное училище Королевых, ремесленно-воспитательное заведение Трапезникова в г. Иркутске, Мальцовское — во Владимире.

После отмены крепостного права в насаждении промышленного образования сыграли различные общества, прежде всего Императорское Русское техническое общество и Постоянная комиссия при нем. ИРТО содержало семь учебных заведений, открыло пятьдесят школ для рабочих и их детей, развивало женское образование. С ИРТО связаны имена Е.Н. Андреева, А.Г. Неболсина — пионеров русского технического образования, ученого технолога П.П. Петрова, Д.К. Советкина, автора русского метода преподавания ремесел.

Женские профессиональные учебные заведения учреждались в основном по частной инициативе. К началу XIX века в России насчитывалось 129 такого рода школ с общим контингентом учащихся 9920 человек.

Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80 — 90-е годы XIX века. Заслуга в подготовке реформы принадлежит министру народного просвещения И.Д. Делянову и ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержки их местными обществами. Система технического образования состояла из ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалось графическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских.

Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики 11 — 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего от 1 % от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей.

Большой вклад в развитие профессионального образования внесли съезды ИРТО: 1889 — 1904 гг. На них были сформированы принципы и положение организации образования, методика образования, улучшение условий труда, вопросы физической подготовки учащихся.

Егорьевский съезд директоров и преподавателей технических училищ Московского учебного округа в 1911 г. выступил за предоставление училищам самостоятельности в разработке учебных планов и программ.

В 1915 г. в Государственную думу поступило три проекта реформы образования и был одобрен «Проект законоположения о профессиональном образовании в империи». Предполагалось дать инициативу частным лицам и общественным организациям в открытии новых учебных заведений, ближе держаться с системой общего образования.

В 1916 г. был утвержден Совет по делам профессионального образования России под председательством министра народного просвещения Игнатьева. В состав Совета входили представители министерств торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, юстиции, финансов, почты и телеграфа, от Синода, от земств и городских самоуправлений.

Закон о реформе технического и профессионального образования был утвержден Временным правительством 30 мая 1917 года.

Революция 1917 г. прервала все реформы и внесла принципиальные изменения в жизнь России.

5 июня 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О передачи в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». Всего с 1917 г. по 1922 г. новым правительством Советской России было подписано более 20 декретов по проблемам системы ПТО.

С октября 1920 г. для рабочего подростка начала работу новая по типу «школа ФЗУ» с 4-летним сроком обучения, руководство возложено на Главное управление профтехобразования.

Общеобразовательной школой для школ ФЗУ с 1924 г. была 7-летняя школа. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школа рабочих подростков. В 1921 г. их было 1350 с 67-ю тысячами учащихся.

Острая потребность в рабочих кадрах привела к сокращению срока обучения в школах ФЗК до 2-х лет.

В 1929 г. пленум ЦК партии принял решение о передаче школ ФЗУ в ведение наркоматов и ведомств. Учебные заведения к 1939 г. превратились в цехи базовых предприятий, центр в обучении перенесен был на массовые специальности.

2 октября 1940 г. создана единая централизованная система профтехобразования Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения».

Всего было орагнизовано 1549 школ и училищ, где обучалось более чем 400-м профессиям и специальностям.

Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов.

По постановлению ЦК ВЛКСМ 1942 г. Победителю Всесоюзного социалистического соревнования вручалось переходящее Красное Знамя Госкомитета Обороны.

В конце 1941-начале 1942 гг. учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения.

С августа 1943 г. по стране проходят воскресники «В фонд обороны страны»: построены и переданы воинам Красной Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», военные тарпедные катера «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарии», «Морской истребитель фашистов».

За 4 военных года училища и школы Трудовых резервов передали в народное хозяйство 2,5 млн. молодых рабочих.

В 1943 г. создано Всесоюзное добровольное спортивное общество учащихся и работников РУ, ЖУ и школ ФЗО «Трудовые резервы».

В декабре 1943 г. в Москве открыт Центральный дом культуры ТР, проходят смотры художественной самодеятельности.

Свыше 780-и воспитанников Трудовых резервов удостоены звания Героя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной войны.

Недавно исполнилось 305 лет профессиональному образованию в России. Оно прошло свой путь, как указано выше, от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура.

Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.

Система профессионально-технической подготовки рабочих кадров в 70-е — 80-е годы ХХ века была признана лучшей в мире. Русской профессиональной школе принадлежал приоритет в разработке и создании передовой системы производственного обучения квалифицированных рабочих. Эта система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

К концу ХХ века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям — металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и станков, операторы автоматических линий, электрослесари и др.

За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства многие профессиональные училища были награждены орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета» и другими наградами. За подготовку высококвалифицированных рабочих, учебно-воспитательную работу, эстетическое, физическое воспитание, научные исследования Государственному Комитету СССР по профессионально-техническому образованию 11 апреля 1980 г. была вручена международная премия «Золотой Меркурий».

С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования. Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 г. было утверждено типовое Положение об учреждении начального профессионального образования по новой структуре.

Профучилища, профлицеи и другие учебные заведения НПО создавались на базе основного общего образования (9 классов) и на базе 11 классов. Профессиональные лицеи стали практически воплощением интеграции учреждений профессионального образования разных уровней в систему непрерывного профессионального образования граждан (профессиональное училище-лицей-колледж-университет-аспирантура).

С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям. Подготовка кадров в настоящее время ведется по многим новым специальностям: экономике, праву. экологии, дизайну, управлению, страховому, банковскому делу, гостиничному хозяйству, туристическому комплексу.

В настоящее время профессиональное образование переживает не лучшие времена.Современные требования рынка труда вызывают необходимость модернизации российского образования и как первоочередная задача — опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; достижения конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке по специальностям начального профессионального образования.